В отличие от политических,
культурные сенсации Владивосток рождает не часто. Можно, конечно,
гордиться тем, что здесь появился на свет Юл Бриннер – кумир тинейджеров
60-х, «парень в черном» из «Великолепной семерки». Но вряд ли
именно наш город повинен в том, что он стал голливудским «суперстаром».
Принято вспоминать еще актера Александра Михайлова, и – некоторыми
любителями – Вику Жукову-ЦыгановуЙ Так было до 97-го. В тот год
весь бывший Союз (и некоторые в дальнем зарубежье) глотнули, наконец,
настоящего владивостокского воздуха – спасибо «Мумий Троллю».
Дело не только в «Круизёре», смотрящем в небо колесами. Любая
песня «Морской» – это маленький трактат о жизни города нашенского.
Уже несколько лет Лагутенко сотоварищи остаются главной сенсацией
российской молодежной культуры. Правда, в прошлом году «МТ» поделился
этим титулом с подругой башкирских степей Земфирой. Однако не
знала бы матушка Россия ни того, ни другую, если бы не энергия
героя предлагаемого интервью. Итак, Владивосток-2000. 22 февраля.
Гость редакции «Д» - продюсер «Мумий Тролля», Земфиры и легендарного,
но непонятого «Туманного стона» Леонид Бурлаков. Мы считаем его
нашим земляком. А что же Леня?
«Дела»: У тебя возникает
ощущение ностальгии по Владивостоку? По прошлой жизниЙ
Л.Б.: Никакой ностальгии не существует. Страна у нас одна - где
бы ты ни жил.
«Д»: Да неужто всё
одинаково?
Л.Б.: Везде одинаково. Везде дают взятки, повсюду их берут. Это
сейчас моя больная тема.
«Д»: Тогда дежурный
вопрос о «СD Land»Й
Л.Б.: Нет. «CD Land» не дает и не берет взятокЙ
«Д»: Мы не про взятки,
собственно. А про борьбу с пиратством.
Л.Б.: О, конечно. Нам помогает в этом деле охранно-сыскная ассоциация
«Дела». У нас заключен официальный договор с ней. К тому же все
пираты (я их называю тараканами), которые иногда вылезают в этом
городе, находятся под контролем поклонников «Мумий Тролля». Поклонники
сообщают информацию о пиратской точке в магазин, и через 5 минут
туда уже подъезжают сотрудники «Дела», правоохранительные органы.
И всёЙ Уголовная ответственность. То есть пресекается безобразие
на корню. Пиратство – это воровство. За это надо руки отрубать.
«Д»: И тебя совсем
не раздражает, что ваш магазин стал «тусовочным» местом? Или в
последнее время страсти поутихли?
Л.Б.: Не поутихли – меня в этот раз встретила толпа поклонников,
я давал автографы – всё как обычно. Поначалу «CD Land» создавался
как обычный магазин, уже затем кто-то нарисовал на двери круг
с куриной лапкой, и пошло-поехало. Меня это не раздражает, потому
что тусовщики потусуются и уйдут, а потом может зайти нормальный
человек и купить компактЙ
«Д»: Йсамый дорогой
в городеЙ
Л.Б.: Зато настоящий. Не пиратский.
«Д»: Лагутенко,
между прочим, мальчик-то уже взросленький, а средний возраст ваших
поклонников 12-17 лет. Нимфетки в основном. Ты собираешься прилагать
какие-то усилия к тому, чтобы светлый образ Ильи оставался таким
же юным?
Л.Б.: Я советовался с юристами по этому поводу. Они сказали, что
данный символ, то есть образ пластинки, не будет расценен, как
соблазнение несовершеннолетних. Это всё-таки в большей степени
искусство. Я не думаю, что кто-то может подуматьЙ
«Д»: Ну сам-то ты
уже подумал! Да мы, вообще-то, не о том. Мы вот о чем: что ты
будешь делать со стареющим ЛИЦОМ молодежного секс-символа? Некоторые
же умудряются сохранить «бэби-фэйс»: Зверев, например, или Григорьев
.
Л.Б.: Зверев – мутант. Я прочитал об этом в «Московском Комсомольце».
А Лагутенко и «бэби-фэйс»Й Ну, он постарел в последнее время.
От работы мешки под глазами появились. Поэтому даже фотографии
приходится делать такиеЙ чтобы на человека был похож.
«Д»: Какие шаги
предпримешь после того, как Андрей Масловский собрал все имеющиеся
у него архивные штучки из жизни Лагутенко и Сдвига, присовокупил
к ним остальных современников и сделал вполне интригующую киношку?
Л.Б.: Ничего не предприму. Система дистрибьюции во Владивостоке
слабо развита. И если я не смогу купить ЭТО в Москве, значит мы
не будем наказывать за это Масловского. Пусть он дарит друзьямЙ
Мы не будем на него обижаться за то, что он «дарит» за 300 рублей
компакты «Третьей стражи».
«Д»: И никаких беспокойств
о том, чтобы звездные архивы не попали в плохие руки?
Л.Б.: Ну, что было то было. Любой папарацци имеет право на то,
чтобы опубликовать какую-то грязную фотографию.
«Д»: У Масловского,
кстати говоря, вполне пристойный фильм. Даже комплиментарный.
И немного ностальгический.
Л.Б.: Тогда, получается, Масловский сделал сам себе приятное.
«Д»: «Мумий Тролль»
по-прежнему пишет всё в Лондоне или только сводит?
Л.Б.: «Мумий Тролль» пишет ВСЁ и сводит ВСЁ на лучших студиях
мира. И будет продолжать записываться только так. Цены там очень
высокие, качество тоже - подходящее для «Мумий Тролля».
«Д»: Не появилось
ли на твоем горизонте нового таинственного проекта? Наверняка
же есть пара-тройка перспективных молодых групп?
Л.Б.: Очень хороши «Мультфильмы». Питерская группа. Если бы они
записали две песни (это намек на двоих своих звезд. - Прим. ред.),
то стали бы великой группой, но записали они целый альбом - поэтому
группа просто хорошая. Перспективным остается и владивостокский
проект - бывший «Опиум». Сейчас он называется «ИНТРО». Но ни с
кем и никогда больше, кроме «Мумий Тролля», я работать не буду.
И на этом моя деятельность, как гениального продюсера, по–видимому,
заканчивается. Я написал заявление о приеме на работу главным
менеджером группы «Мумий Тролль» и успешно работаю – получаю зарплату.
«Д»: Как мы поняли,
никто из представителей Владивостока, исключая Лагутенко сотоварищи,
не вызвал никакого интереса в Москве.
Л.Б.: Никто ни у кого не вызывет интерес, пока не станет действительно
гениальным человеком - певцом, артистом. Продюсер же, появившись
у такого человека, не играет никакой роли в этом бизнесе. (С нашей
точки зрения, Бурлаков всё же немного кокетничает. – Прим. ред.)
Нет такого понятия как «владрок», нет стиля «владивостокский поп»
- есть великое торжество рокапопса. Единственный стиль, который
сейчас способен жить - это рокапопс. А Владивосток - родина рокапопса.
Основные признаки рокапопса - это прежде всего очень дорогая студия
в Лондоне, очень красивый сексапильный исполнитель, очень непонятные
тексты, которые никто не должен понимать вообще, и не более трех-четырех
аккордов.
«Д»: Что-то мы всё
о работе да о работе. Пора уже и об отдыхе спросить. Каков любимый
способ релаксации гениальногго продюсера Бурлакова?
Л.Б.: Я меняю работу. К примеру, если мне надо отдохнуть, я устраиваюсь
на судно матросом и ухожу на 3-4 месяца в рейс. У меня осталась
корочка матроса первого класса, международный сертификат. Это
сейчас нормальная практика на Западе. К примеру, я знаю одного
человека - это известный продюсер Вернадский – так он на время
отпуска поехал в Омск и отработал грузчиком в магазине. А по приезду
у него появилось новое желание работать. Это же отдых для мозгов
– когда работаешь и ни о чем не думаешь. При этом я еще и зарабатывал
- в месяц получал $280. Жена со мной буфетчицей ходила. В Таиланд
и обратно.
«Д»: Каким вы видите
будущее своих детей? Хотите, чтобы ваш сын пошел в шоу-бизнес?
Если вы ответите «нет», мы, может быть, и поверимЙ
Л.Б. Конечно, хочу, чтобы мой сын стал великим продюсером. Это
хорошая работа. Зарплата стабильная. Даже в те времена, когда
денег не было ни у кого, нам всегда платили зарплату. Люди же
всегда хотят развлечений, требуют зрелищ. Поэтому продюсер может
заработать в любой момент. Если, конечно, он гениальный продюсер.
Как я. (Видимо, шутит. - Прим. ред.)
«Д»: Каковы отношения
гениального продюсера Бурлакова с прессой? Какой журнал у него
любимый, какой - наиболее авторитетный? Что выбирает для чтения?
Л.Б.: Любимый журнал – это «Забристки райдер». С ним в руках так
приятно отдохнуть от грубости, чванства. Когда читаешь «Забристки
райдер», начинаешь верить, что любовь есть.
«Д»: А-а! Так вам
не чужды идеи и музыка хиппи?
Л.Б.: Да. У меня мечта есть: соединить Depeshe mode и Doors. Но
такое еще не родилось. А вообще с прессой я отношения поддерживаю.
4 раза был приглашен на тусовку по случаю дня рождения журнала
«ОМ». Первый раз по случаю первой годовщины, но я тогда не смог.
Второй, когда «ОМ» праздновал 2 года, я тоже не смог. И третий
раз не смог. А в четвертый раз – уже в этом году - главный редактор
Андрей Бухарин мне очень правильно сказал: «Ты стоишь в списках
людей, которые должны нас поздравлять». Поэтому я пришел, поздравил
и сразу ушел.
«Д»: А пребывая
в Интернет, у нас такое ощущение складывается, будто ты занят
только тем, что раздаешь интервью.
Л.Б.: У меня есть человек, любимый, который ходит за мной и постоянно
записывает мои выражения. Однажды мы собрали кое-что в отдельную
книгу «Цитатник Леонида Бурлакова» и в издательстве «Индепендент
Медиа» издали. Тираж небольшой – 10 тысяч всего.
«Д»: Раритет!
Л.Б.: Одно из моих великих выражений, которое можно в нем прочитать:
«Война – это массовый туризм».
«Д»: Так как насчет
самых авторитетных музыкальных изданий?
Л.Б.: Журнал Q. Из наших – журнал YES. Раздел про музыку очень
важен. А настольная книгаЙ Я обычно просыпаюсь в 6 утра, и пока
до завтрака еще далеко, потому что его почти никогда не бывает,
я читаю Камю.
«Д»: С кем из московских
коллег продюсер Бурлаков водит знакомства и кого вообще уважает?
Л.Б.: Теперь серьезно отвечу: Александр Пономарев. Но он такой
русофил - всегда ищет в музыке что-то русское. Но то, как он работает!
Если бы наша страна до сих пор была окружена железным занавесом,
он был бы лучшим. На второе место я ставлю Эрика Чантурия. Если
бы Эрик в детстве слушал больше рок-музыки, мы получили бы от
него более интересные результаты. Но то, что он делает в поп-музыке,
и как это делает, мне нравится. Я уважаю этого человека. На третьем
месте Александр Шульгин. Если бы он работал и дальше, стал бы
действительно великим продюсером. Дальше идет Беляков Виталий
Петрович. Если бы он, кроме наличия гигантской дистрибьюции, уделял
немного больше внимания своим подопечным, - тоже был бы одним
из самых великих продюсеров. На пятом месте я вижу Леонида Бурлакова,
который занимается группой «Туманный стон».
«Д»: А что, есть
разный Бурлаков?
Л.Б.: Есть. Один с «Мумий Троллем» - у этого есть неограниченные
кредитные возможности в этой стране. У Бурлакова с Земфирой была
неограниченная уверенность в том, что он делает. У Бурлакова с
«Туманным стоном» был неограниченный бюджет, масса тщеславия,
самоуверенности и отсутствие музыкального вкуса.
«Д»: Кстати, насчет
последнего альбома «Мумий Тролля». Вы считаете его самым удачным?
Л.Б. Мы сначала хотели назвать его «Великий альбом» и на обложке
запечатлеть Илью Лагутенко, идущего по Великой китайской стене.
Слово «великий» я могу применить и к музыке. А стена в оформлении
альбома осталась. Просто она там за туманом.
«Д»: Скажите что-нибудь
доброе о том клипе, который вам сделали во Владивостоке на видеостудии
ИДК.
Л.Б.: На самом деле одна зарубежная компания, желающая заключить
контракт с группой «Мумий Тролль» на выпуск семи пластинок в течение
пяти лет на иностранном языке, первой песней, которую попросила
перевести на иностранный язык, назвала песню «Утекай». И первое
видео, которое они хотели бы использовать - это тот самый клип-мультяшка
в японском стиле. Сегодня очень хороший музыкальной рынок в Дубаи
(Объединенные Арабские Эмираты). Нам уже предложили спеть несколько
песен на арабском языке. Я думаю, что Илья пойдет на это. Им надоела
музыка в стиле последнего Стинга. Они хотят видеть красивых белых
людей, поющих на арабском языке нормальный европейский рок.
«Д»: Находится у
занятого продюсера Бурлакова время на занятия спортом?
Л.Б.: Обычно я читаю раздел о спорте в журнале YES, и мне этого
хватает. Смотрю буржуйский баскетбол на канале СТС, если его программа
опубликована в журнале YES.
«Д»: А если вдруг
ваша жена начнет смотреть сериалы?
Л.Б.: Она смотрит сериалы. Очень любит «Во имя любви» и «Санта
Барбару». Так как она работает в системе журнала YES, ей приходится
смотреть и сериалы на СТС - ведь у них эксклюзивный контракт с
этим каналом. У нас очень большой телевизор дома, плазменный,
метр двадцать по диагонали. Он делится на 4 части. Так что можем
смотреть вчетвером – с ребенком и собакой.
«Д»: А какой породы
собака?
Л.Б.: Французская болонка. Добрая.
«Д»: Каков распорядок
дня гениального продюсера Бурлакова?
Л.Б.: В понедельник - совещание, во вторник – отдых, в среду -
отдых после отдыха, в четверг - свободное время, в пятницу - подготовка
к совещанию, в субботу – «Горбушка», в воскресенье я готовлюсь
к совещанию, в понедельник - совещание. Я не делю время на дни.
Жизнь идет от совещания к совещанию.
«Д»: Какой-то нездоровый
образ жизни.
Л.Б.: Очень нездоровый. Я вообще не употребляю алкоголь, не курю,
никогда даже не видел, как колют наркотики, или что там они с
ними делают.
«Д»: Ну хоть какой-нибудь
недостаток у тебя есть?
Л.Б.: У меня нет недостатков. Я чувствую, что меня послал Господь
на эту землю выполнить определенную миссию. Я старательно это
делаю. И он мне послал на помощь ангела, работающего в журнале
YES.
«Д»: Насколько Москва
является затягивающим городом? Обычно говорят о какой-то невероятной
притягательности этого места.
Л.Б.: Нет. Москва - это большой базар. Ходишь по рядам. выбираешь
товар. Если есть деньги – покупаешь. Если нет - можно взять в
долг, а потом отдать. Если тебе этот товар в принципе не нужен,
но ты хочешь, чтобы он у тебя был – тогда начинаешь думать. И
появляются хорошие мысли. На самом деле в Москве сейчас очень
много людей из Владивостока. Например, район Новопеределкино уже
вполне можно перeименовать в Новочуркин. Очень много людей живет
в Митино. Это, наверное, Новолуговая. Я видел нашего бывшего мэра
(Черепкова. - Прим. ред.), который объявлял со сцены на Пушкинской
площади номера художественной самодеятельности. Очень забавно
было: «А сейчас выступит народный хор!» Вероятно, скоро станет
диджеем в стиле «ретро-музыка русской души».
«Д»: Вы следите
за тем, что происходит во Владивостоке из интереса или просто
от того, что невозможно не замечать?
Л.Б.: Я считаю, что все происходящее во Владивостоке - это нормально.
12 лет пусть всё таким и останется, а затем изменится, и, как
всегда в будущем, будет лучше.
«Д»: Оптимистичный
прогноз!
Л.Б.: Это не прогноз. Это уверенность.