«Мексиканские
пчелки-убийцы». Взлет разрешен?
|
Наверное,
это неправильные пчелы...
И они дают неправильный мед!
|
|
ВИННИ
ПУХ
|
Группа «Мексиканские
пчелки-убийцы» как-то очень быстро стала одним из символов молодежной
культуры Владивостока. Вы еще не слышали о них? Ничего страшного.
У нас и о Леониде Бурлакове не все знают. Может, вам это и не
нужноЙ Просто несколько фактов. «Мексиканские пчелки-убийцы» (они
же «Пчелки», они же Mexican Killer Bees, они же MKB) – группа,
выпустившая альбом, в течение полугода находящийся в первой двадцатке
продаж магазина CD Land. Удостоившаяся на MTV рецензии более хвалебной,
чем австралийские динозавры из AC/DC. И собравшая летом на центральной
площади несколько тысяч поклонниковЙ
Пчелы, как известно,
дают мед. Медок «Мексиканских пчелок» явно не совсем правильный.
Их музыка – с горчинкой американских «Красных Перцев». Впрочем,
сладость цветов яблонь и груш тоже присутствует.
Гости второго номера
«Дела» – вокалист MKB Евгений (Жука) ПАЛЕНЫЙ, гитарист
Вадим ЗАРЮТА и менеджер коллектива Максим ДЕЙНЕГА.
С «Пчелками» беседует
Юрий ТРЕТЬЯКОВ.
Ты помнишь, как
все начиналось?
Жука: Все
мы учились в «кустах» (Дальневосточный Государственный институт
искусств – Ю. Т.), на актерском отделении, но на разных
курсах. Встречались только на переменах. Выходим. Покупаем пивка.
Садимся. Берем гитары. И творим. За перемену сочинялось песен
по 30. Тут же предлагали благодарным зрителям «заценить» их.
К вечеру, когда
пиво из головы выветривалось, осознавали, что 29 сегодняшних песен
(а чаще все 30) – дерьмо полное. Но что самое странное – иногда
очень неплохо получалось. Жалко, сейчас мы тот репертуар не можем
исполнять – поезд ушел. Даже если берешься – все равно по-другому
звучит... Вот на переменках в институте, собственно говоря, и
были придуманы все основные сегодняшние фишки.
А как группа
вы образовались в...
Жука: ...1993
году от Рождества Христова. Просуществовали 2 месяца, дали один
концерт и распались. Из нынешнего состава в той группе было три
человека – я, Вадик да Руслан.
А в 97-м начались
фестивали «Пацифик». Походили на концерты, посмотрели – все играют.
Давайте и мы покажем, на что способны. Репетировали ровно месяц,
а потом решили: сколько можно, пора же играть!
В общем, не терпелось...
Хотя наш бас-гитарист до репетиций свой инструмент в руках практически
не держал. То есть на акустической гитаре-то он играл, но не более.
Просто я ему еще на первом курсе предложил быть нашим басистом.
И вот в 97-м спросил: «Помнишь?» «Помню». «Понимаешь, что тебе
грозит?» «Понимаю». «Сегодня вечером репетиция. Приходи». Пришел.
Нашли ему какое-то жуткое корыто (сейчас такое и в руки никто
из нас не возьмет). Стал играть.
Еще у нас был гитарист
Егор. Вот он ни на какой гитаре не играл вообще. Кстати, и до
сих пор не научился, хотя уже не с нами. А тут концерт. Подхожу
к звукооператору, говорю: «Вот этого парня видишь? Очень тихо
сделай ему гитару, очень тихо. Пускай он, что хочет, вытворяет
- прыгает, руками машет, показывает, чтобы громче сделал – все
равно, не выводи его. Вот того выводи» – показываю на Вадика.
Так и отыграли.
Отрепетировано у нас было ровно 15 минут. 5 песен. У одной продолжительность
- 1 минута 4 секунды, у другой - 2 минуты... В принципе, всех
удивили. Как и планировали.
Вспоминается
история «Битлз». Тоже вначале набирали группу по принципу личной
симпатии. А потом вдруг понадобились люди, которые умеют играть
на музыкальных инструментах. Начались перетасовки, даже увольнения.
Когда Ринго Старр сменил за барабанами Пита Беста, весь Ливерпуль
негодовал, кстати. А как с этим у вас?
Жука: У нас
все не так драматично. Просто все научились играть. Я считаю,
что в «Пчелках» сейчас хорошие музыканты.
Включая Кашуцкого?
Жука: Серега
сейчас – далеко не последний басист в этом городе. И своеобразный
очень.
Кстати, о своеобразии.
Ваш стиль можно охарактеризовать словами?
Жука: Как-то
MTV рецензировало наш альбом Tomatos. Сказано было следующим образом:
«Это угарная смесь ска, панка и не поддающихся классификации стилей».
А в принципе, никакого стиля нет. Есть подача, дух.
Вадик: Мы
раньше называли нашу музыку «даун-рок». А сейчас и не хочется
играть в каком-то стиле.
Но все-таки влияние
чье-то есть?
Жука: Скажем
так, есть музыка, которая нам по кайфу. Нравится (это смесь панка
и регги). Нравится фанк. Нравится рэп.
Рэп? Или хип-хоп?
Жука: Если
честно, я в этом не особенно разбираюсь. Наверное, хип-хоп – более
широкое понятие. Вот, скажем, Децл – это рэп. А, к примеру, Bad
Balance - хип-хоп.
А их совместный
проект – Bad B Alliance?
Жука: О-о-о!
Это наконец-то рэп с хип-хопом слился!
Ладно. Ну, а
какие-то группы влияние оказывают?
Жука: Да
на самом деле всё, что ни попадя. Кроме Децла. Red Hot Chilli
Peppers любим. А как-то раз сказали, что мы очень сильно похожи
на группу Mano Negra. Хотя вот это полный глюк на самом деле.
Возьмите альбом «манонегров» и ткните пальцем – чем мы на них
похожи?
По-французски поете, допустим.
Вадик: Так
у нас не французский, а старофранцузский. Языки-то разные!
Жука: Вот
если я буду разговаривать по-русски, а ты по старославянски, мы
друг друга просто не поймем.
Откуда познания
в старофранцузском?
Жука: Секрет.
Вадик: У
нас Татарская Чебурашка – носитель старофранцузского языка. Это
мы барабанщика так ласково зовем. И еще он - желудевый человечек
Скипирич.
Почему?
Вадик: Вообще-то
мы слушаем самые разные группы. Иногда бывает, что и «Руки вверх».
Но мы не сдираем песни, аккорды, мелодии, как делают НЕКОТОРЫЕ
владивостокские группы.
Это ты о ком,
я не понял?
Вадик: Я
думаю, они поймут, когда прочитают. А мы только настроение берем.
Как строится
ваш творческий процесс?
Жука: По-разному.
Как правило, сочиняем на волне посещающей нас дурацкой радости.
Три строчки - один, потом - другой. Очень редко бывает, чтобы
кто-то что-то придумал от начала до конца.
И тексты тоже?
Вадик: Ну
да. Хотя слова для нас не важны. Важно настроение.
Однако же самые
популярные ваши вещи – «Катюшка», «Шпинат», «Кожаное пирожное»
- на понятном слушателям русском языке.
Вадик: Дело
в том, что текст для нас – это не то же самое, что для Шевчука,
к примеру. Или того же Децла.
Жука: Хотя
в принципе, мы бы не отказались от какого-нибудь веселого текстовика.
Кстати, иногда совершенно тупая вещь обрастает каким-то смыслом.
Чего-нибудь сделаешь просто так, а кто-то начинает искать в этом
сермягу. «Я понял! Это вы Филиппа Киркорова простебали!» А ведь
неглупые люди!
Наверное, это
те, кто на Гребенщикове воспитан. Привыкли за каждой строчкой
еще что-то видеть.
Жука: Да
нет, не обязательно. Совершенно нормальные люди.
А ваш стеб –
это от души? Или коммерческий рассчет? Ведь сейчас полно групп,
играющих что-то вроде рока – «Ляпис Трубецкой», «Леприконсы»,
- которые популярны чисто за счет стебовых текстов?
Вадик: «Леприконсы»,
с нашей точки зрения – плохая группа. А «Ляпис» – серьезный коллектив,
сильные музыканты.
Жука: Кстати,
далеко не все просекают, что их тексты - это стеб. Многие воспринимают
все совершенно серьезно. Какой-нибудь пацан буквально плачет,
слушая о том, как девчонка долго думает – отдаваться парню или
нет. Здесь два уровня восприятия. Кто-то понимает, что это стеб,
оттого и кайфует. Кто-то думает, что это серьезно, и его кайф
именно в этом. Тот же случай и у нас, наверное.
Вадик: Вот
у нас есть песня - называется «Баллада о них». Вообще она на старофранцузском.
Оригинальное название – ТPleurs de les herrisonesУ. На самом деле
название было придумано совершенно тупо. Потом уже возникла идея,
что это вроде как песня про женский батальон, который защищал
Зимний дворец в 1917 году. В итоге многие серьезные люди слушают
ее, пытаются там какие-то слова разобрать, и думают: «О! Какая
умная песня!»
Жука: Кстати,
по этому поводу история. Ее рассказала моя младшая сестра, а ей
- подружка. Она сидела и слушала наш альбом. Как раз «Балладу
о них» (надо сказать, достаточно красивая песня). Тут подходит
папа, гладит ее по головке и говорит: - Умница дочка! Хорошую
музыку слушаешь. Джо Дассена! Сходил на кухню, возвращается –
в этот момент играет «Кожаное пирожное». - А-а-а! – говорит. -
Вот эти уроды, наверное, тебе и нравятся! - Папа! Так ведь это
одна группа! - Да? Ну... В общем, ничего так...
Ваша аудитория
– это кто? Естественно, можете сказать: «Самая разная». Так и
Лагутенко говорит, и Шевчук, и Пугачева... Но ведь реально у каждого
из них – свой слушатель.
Вадик: Если
говорить не о людях, которые тебе симпатизируют, а именно о фанатах
– у любого исполнителя это девочки от 12 до 16 лет. Ну, и мальчики
чуть постаршеЙ Они одновременно любят Лагутенко, Гребенщикова,
«Руки вверх» и все, что только можно любить.
Жука: Не
понял. Ты про кого говоришь? Про Пугачеву?
Это он про вас
говорит.
Вадик: Да,
и про нас тоже. Но, в принципе, аудитория «Пчелок» – это молодежь.
То есть люди
младше вас?
Жука: А это
у всех исполнителей так. Компакт-диски покупают в основном дети.
Я, например, уже не покупаю. Во всяком случае, редко. И опять-таки
то, что нравилось в нежном возрасте – в 13-14 лет.
Вадик: Было
бы странно, если бы нашу музыку слушали взрослыеЙ
Жука: Хотя
на концерты самый разный народ ходит. Как-то играли мы в Амурской
области, в Райчихинске. Так вот там люди уже под 50 цветы дарили.
За «Катюшку».
А в нашей губернии
дарили?
Жука: Да,
в Находке. Был День пограничника. Праздничный концерт на стадионе.
Естественно, музыкантов от публики отделяет милицейский кордон.
Исполняем «Катюшку» опять-таки. И вот сквозь оцепление прорывается
женщина лет 50-ти с совершенно ошалевшими глазами, подбегает ко
мне с букетом ромашек, жадно целует меня, обнимает, и жарко шепчет:
«Спасибо!!!»
Вадик: Так
что есть у нас вещь, которая «цепляет» любой возраст. А некоторые
говорят про «Катюшку»: «Вот, опошлили песню».
Жука: Да она сама
по себе пошлая. Точнее, лубочная.
Наверное, как
любая песня того периода?
Жука: Нет,
«Темная ночь», скажем – это настоящее.
Расскажите про
свой компакт-диск – как вы его выпускали? С приключениями?
Вадик: Да
вообще–то довольно ровно все было. Только Ярулин упал.
От усталости?
Вадик: Скорее
от избытка сил. Бегал вокруг Дома молодежи, где мы записывались,
физкультурой занимался. А там прямо на дорожке лежал бетонный
блок, чтобы машины не ездили. Он сам серый, дорожка тоже серая,
было уже темно...
Жука: Мы
там работали до ночи, поскольку запись – процесс долгий. К тому
же до этого подобного опыта у нас практически не было. А наш продюсер
Олег Чубыкин находился в студии практически круглые сутки.
Кстати, объясните,
наконец, чем продюсер отличается от простого звукорежиссера?
Жука: Он
не просто записывает, а еще и улучшает то, что записано. Можно
ведь сделать разный звук. Шершавый, лажовый, гладкий, бархатистый.
Вадик: Короче,
сращивает человек. Обдуманно сращивает.
То есть Чубыкин
говорил вам: «Вот эта вещь будет звучать вот так»?
Жука: Да он не говорил.
Молча делал. Иногда нам это нравилось, иногда нет. Но терпели.
Например, «Кожаное пирожное» просто оплевал. Может, потому, что
уже завершали запись, все усталиЙ Вадик за «Собачий вальс» в конце
этой песни просто воевал. Отстоял все-таки.
Олег не очень
похож на конфликтного человекаЙ
Вадик: Да
как сказать. Гордый... Может и наорать.
Почему альбом
назвали Tomatos? Откуда помидоры-то?
Вадик: Это
Жука придумал. Хорошее слово. Интернациональное.
Кстати, о международных
делах и томатных кетчупах. Мексиканское кафе Magic Bell сотрудничать
не предлагало?
Жука: Выходили
они на нас. Но это неинтересно. Маракасы, пончо, сомбреро, «Беса
Ме Мучо»... Если бы это был не «фаст-фуд», а ресторан, где можно
давать концерты... Но кушать туда мы ходим. Отрабатываем название.
Вернемся к творчеству.
Как дела с клипами?
Жука: Здесь
все весьма странно. Как оказалось, у нас можно записать достаточно
качественный альбом, но вот можно ли снять такой же качественный
клип? Для нас это еще вопрос.
А благосклонное
MTV?
Жука: Ну,
они же сами не снимают. В ротацию поставить готовы. Особенно им
понравилась Apres на французском языке – есть вероятность, что
она и за границей понравится. В старой Франции. Или даже в Канаде.
Да еще если канадцы
узнают, что поет человек по фамилии Паленый. Там же украинцев
- миллион.
Жука: М-да-а.
Но пока сделать клип нам не удалось. Один раз отсняли, и даже
вроде бы понравилось. Осталось смонтировать. Но – все это происходило
13-го числа. Кассета просто посыпалась. А ведь новая была... С
«Бетакамом» такое случается раз в 20 лет.
Макс: Нужен
хороший режиссер. А то, бывает, приходят и говорят: «Ну, давайте
мы вам щас клип снимем!» Начинаем съемки: «Ну, так что нам делать-то?»
«Ну, делайте че-нибудь! Попрыгайте! Вы ж веселые! Вот и веселитесь!»
Ни сценария, ни раскадровки. Но, может быть, в ближайшее время
что-то сделаем. И не на одну песню.
Ваш, говоря официальным
языком, «социальный статус» как-то изменился с выходом альбома?
Макс: Сумма
гонораров выросла.
Сказочно? Сколько
сейчас берете за концерт?
Макс: Не
скажем. А то мировой шоу-бизнес начнет завидовать. Шутка. Ну,
какие у нас могут быть гонорары? Музыкальная индустрия во Владивостоке
до сих пор не развита. Все продолжают думать о музыкантах как
о самодеятельности, которая должна на шару выступать на празднике
милиции или дне рождения главного бухгалтера СМУ номер 5. И с
этим мнением очень трудно бороться. Хотя кое-что сдвинулось. Еще
в прошлом году даже самые известные владивостокские коллективы
и мечтать не могли, что, играя музыку, можно зарабатывать. Но
между нами и столицами в этом смысле - пока пропасть.
Бесплатные концерты
перестали давать?
Жука: Разве
что на акциях наших друзей. Ну, как мы можем отказаться сыграть
без гонорара на дне рождения «Новой волны», как это делают НЕКОТОРЫЕ
коллективы? Их и знают-то во Владивостоке только благодаря «Новой
Волне».
Подобьем бабки.
Вы выпустили альбом, который хорошо пошел у нас в CD Land’е. Его
взял на реализацию в Москве знаменитый «Пурпурный легион» (там
он стоит $5). Вас благожелательно упоминает MTV. Песни из Tomatos
крутят на другом конце России – в Калининграде. Что дальше?
Практически хором:
Дальше... Дальше – только космос... (И все радостно засмеялись).